andlight ([info]andlight) wrote,
@ 2009-07-03 09:24:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
О невидимых детях
   Если случалось вам когда-нибудь листать психолого-педагогическую литературу, то вы, наверное, видели вставки в тексте, иллюстрирующие проблему высказываниями тех, о ком, собственно, речь. Ну, например, пишет автор об уроках литературы и иллюстрирует цитатой типа "Вася П.: "Я не люблю читать, книжки - отстой.""  Это здорово оживляет текст, и я такие вставки нередко использую, тем более, что с высказываниями детей проблем нет - выразительнее их прямой речи ничто положения дел не опишет.
Вот взяла я вчера книжку, полистала... Ну, что вам сказать, дорогая редакция.
     Еще на стадии рукописи в мои листы потыкали карандашом и сказали:
- Это что, опечатка? Что за имя?
- Нормальное имя. Севак. Так его и зовут, мальчика.
- Может это не надо здесь, и так много прямой речи? Уберем?
- Не уберем. И выше, и ниже высказывания легкомысленные, и а это очень взвешенное, надо оставить.
- Может, тогда, переназовем этого... Севака... Володей?
- А, - прикидываюсь я дурочкой, - А Аню строчкой выше и Сашу строчкой ниже как переназывать?
- Не цепляйся к словам, - сказали мне. - Оставляй, как хочешь, дело твое.
Оставила.
    Вот, листаю авторский экземпляр, и что бы вы думали? Все равно переназвали ребенка. Теперь высказывание принадлежит не Севаку Е., а Севе Е.
    А что, хорошее имя, Всеволод.
    Не знаю, может, я придираюсь, но от того, как аккуратно педагоги обходят вопрос о том, что классы теперь в Москве многонациональные, мультикультурные, мне не по себе делается. Нет, никто не обижает детей, которые недостаточно русоголовые и бело-розовые, но... делают вид, что их как бы и нет. Что они здесь временно. Здравствуйте, мол, дорогие москвичи и ... хм... гости столицы. Пол-класса невидимых учащихся.
   Вива политкорректность. 
   Здравствуй, Сева.



(13 comments) - (Post a new comment)


[info]annazv77
2009-07-03 06:07 am UTC (link)
Классы в Москве давно многонациональные. Я училась в московской школе в начале 90-х и уже тогда в классе учились дети из разных союзных (на тот момент) республик. И имена у детей были совсем не русские.
А почему ты не объяснила свою позицию именно так, как делаешь это сейчас в этом посте? Может быть поняли?

(Reply to this) (Thread)


[info]andlight
2009-07-03 06:11 am UTC (link)
Коллегам я пояснила, они оставили текст, как есть. Это уже в издательстве самостоятельность проявили, не знаю, я уже в декрете была, может, без меня согласились переправить. Может, и не спрашивал никто.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]annazv77
2009-07-03 06:12 am UTC (link)
Может быть просто не поняли и приняли за опечатку?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]andlight
2009-07-03 06:15 am UTC (link)
Может быть. Тогда это только редакция могла принять за опечатку. Со своим-то начальством я столько раз бодалась, что все уже запомнили.

(Reply to this) (Parent)


[info]reanstrain
2009-07-03 06:44 am UTC (link)
а я не учился в Москве, поэтому для меня классы по-прежнему как в детском и молодёжном отечественном кино — белобрысые девочки и мальчики и обязательный грузин или армянин за четвёртой партой.
может, эти тоже просто в школу не ходят? сидят себе по министерствам и издательствам.

(Reply to this) (Thread)


[info]andlight
2009-07-03 07:09 am UTC (link)
Точно. Ах, эти очаровательные клише - один мальчик (никогда девочка) с драматическими бровями на весь класс, всегда комический персонаж - либо учится слабо, но зато вовремя выскакивает с остроумными репликами, либо будущее светило науки ("Манукянчик, ты почему такой умный?" "Книжки надо читать... научные!").
Но реальные дети не считают необходимым распределяться по штуке на класс и зажигательно шутить. Куда их родители привезли, там и живут, и учатся. И их действительно много из бывших союзных, население города реально меняется по составу. А педагоги не могут догнать идею того, что это и есть московские дети - и те, и эти.
Те, что по министерствам и издательствам сидят - тоже ведь люди, частные лица, у них дети или внуки ходят в школу или сад, где все вполне очевидно.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]reanstrain
2009-07-03 07:55 am UTC (link)
самое смешное, что я-то учился до 7-го класса в Казахстане. поэтому для меня как раз смешанные классы на сорок человек — явление абсолютно нормальное. но всё равно, вот этот устоявшийся киношный стереотип относительно русских, а тем более, столичных школ...

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]andlight
2009-07-03 08:02 am UTC (link)
Да, стереотипы въедливы. А в фильмах про милицию? Тоже всегда кто-то один говорил с чудовищным акцентом, либо вовсе по украински без перевода. А потом смеемся, когда в Ромео и Джульетте американцы выпускают на поле африканского Меркуцио. Сами такие же.

(Reply to this) (Parent)


[info]_right_virgin
2009-07-03 07:51 am UTC (link)
А у меня в классе был один непалец, и то уже ближе к выпускному классу. А остальные русские, в основном как раз белобрысые девочки, но и мальчики голубоглазые попадались.. директору.
А вот в университете... Там уже наоборот, если писать книжки, то наши имена с фамилиями переправлять на дзе, швили и прочие.

(Reply to this) (Thread)


[info]andlight
2009-07-03 07:59 am UTC (link)
Директор... был опасен голубоглазым мальчикам? А мой директор на выпускной явился в шортах и колготках своей жены-литераторши (в розочках! в розочках!)

У меня позиция такая - не надо ничего переправлять. Что есть, то есть. Зачем менять шило на мыло. Тем более, к национальному вопросу исследования никакого отношения не имеют.

(Reply to this) (Parent)


[info]astra_nat
2009-07-03 07:57 am UTC (link)
Нет, никто не обижает детей, которые недостаточно русоголовые и бело-розовые, но...
Еще я заметила, что этих детей часто называют русскими именами: был Оганес, а в классе почему-то называют Вовой и т.п.

(Reply to this) (Thread)


[info]andlight
2009-07-03 08:06 am UTC (link)
Еще бы знать, Вова - это самоназвание, чтобы местным легче было запомнить имя, или вынужденная мера? В Одессе часто оказывалось, что человек представляется распространенным именем, а в документах у него что-то непроизносимо-редкое вроде Адольфа, Олимпии или даже Сруля.

(Reply to this) (Parent)


[info]assayassonan
2009-07-14 06:49 pm UTC (link)
a Журнальчик прикольный у вас, можно было бы уже и на собственный домен перебираться ложка2

(Reply to this)


(13 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…